Эссе «Моя педагогическая философия»
Я все должна предугадать:
Как мое слово отзовется,
Как от него душа «проснется»,
Как мысли будут в такт играть…
И.Дронова.
Удивительна и поучительна амплитуда судьбы и назначения учителя: то она гребнем вздымается к зениту, то стремительно откатывается назад, оставляя глубокий след в памяти поколений. Именно в педагогической профессии смыкаются нескончаемая борьба добра и зла, необходимость и случайность, сила и бессилие, прозрение и заблуждение.Как мое слово отзовется,
Как от него душа «проснется»,
Как мысли будут в такт играть…
И.Дронова.
Моим учителем дидактического направления в области языкознания и литературы была Рачинская Ольга Максимовна, Отличник Народного просвещения, ветеран педагогического труда. Все в ней привлекало меня: и живость языка, и натуральность диалогов, и тонкий юмор над тем, кто всеми силами стремится «выбиться в люди», и ее образ жизни, манера говорить и одеваться. Мне казалось, что уроки русского языка и литературы Ольга Максимовна могла провести чуть ли «не с лету». Они «блистали» образной литературной отделкой художественных текстов, изобилием орфограмм, удачным размышлением лингвистических противоречий, своеобразной рефлексией. Вот и я уже несколько лет превращаю процесс обучения школьников русскому языку и литературе в процессе узнавания самой себя в прошлом. На уроках словесности стремлюсь в полной мере передать детям дух и склад русской жизни, потому что убеждена: вера праотцов, нравы отечественные, летописи, песни, сказания народные – это важнейшие источники формирования гражданственности и духовности. Вот когда мы уж точно попадем в свою колею жизни! Я учу детей пробуждать в себе интерес к живому разговорному языку, чувствовать национальный склад речи: певучесть, меткость обозначений, естественность. Живой язык способствует связи детей с родной Белгородчиной, с отчим домом. На классном часе, посвященном Дню Единства и Добрых дел, мы дискутировали о романе М.Загоскина «Юрий Милославский». Девятиклассники осмысливают смутную эпоху 1612 года, в ходе которой раскрывается неодолимая мощь народного движения, народного ополчения, скрепленного общей идеей. Дети поняли, что у людей, населяющих Россию, была и есть отчизна, что ее нельзя терять ни при каких внутренних раздорах, ни при каких зигзагах истории. В такт моим мыслям о единстве нации они говорили о том, что в мире есть высшие святые начала: родина, отчизна. И крепятся они не только полями и лесами, но и единством людей. У настоящего гражданина истинный патриотизм заключен в самой «органике» человеческого чувства.
«Сколько живет учитель, столько и учится», - гласит народная мудрость. Он откликается на новые веяния и реформы, постигает новые педагогические технологии, расширяет диапазоны своих творческих интересов, обогащает жизнь свежими красками.
Смысл жизни и другие качества учителя проявляются в любви ко всему живому, что его окружает. Гуманизм, влечение к добру, отсутствие гордыни, эгоистической корысти считаются естественными нормами нравственности педагога. В этой простой философии учителя кроется глубокая истина. Воспитание человека надо начинать с воспитания любви к родным истокам: отцу, матери, сестрам, братьям, городу-отчизне! Если выпадет что-то в этой «триады», мы рискуем оставить после себя пустыни. Ради этого должен жить Учитель как образец самобытности своего труда, характера и опоры русской нации. Да будет благословенна в веках миссия Учителя!
«Сколько живет учитель, столько и учится», - гласит народная мудрость. Он откликается на новые веяния и реформы, постигает новые педагогические технологии, расширяет диапазоны своих творческих интересов, обогащает жизнь свежими красками.
Смысл жизни и другие качества учителя проявляются в любви ко всему живому, что его окружает. Гуманизм, влечение к добру, отсутствие гордыни, эгоистической корысти считаются естественными нормами нравственности педагога. В этой простой философии учителя кроется глубокая истина. Воспитание человека надо начинать с воспитания любви к родным истокам: отцу, матери, сестрам, братьям, городу-отчизне! Если выпадет что-то в этой «триады», мы рискуем оставить после себя пустыни. Ради этого должен жить Учитель как образец самобытности своего труда, характера и опоры русской нации. Да будет благословенна в веках миссия Учителя!
Дронова Инна Владимировна